Современные экранопланы

Среди ЭП, доведённых в настоящее время до коммерческой реализации, наиболее эффективными считаются:

9-ти местный ЭП “Волга-2”, созданный в ЦКБ по СПК, г. Н-Новгород, Россия, под руководством главного конструктора В.А. Дементьева по идее выдающегося главного конструктора боевых крупнотоннажных советских ЭП Р.Е. Алексеева;

5-ти местный ЭП “Амфистар”, созданный в ЗАО “Технологии и транспорт”, г. Н-Новгород, Россия, под руководством главного конструктора Д.Н. Синицына – ученика Р.Е. Алексеева;

8-ми местный ЭП “FS-8”, созданный австралийской компанией “Flightship Ground Effect Pry Ltd” совместно с немецкой компанией “Airfoil Development GmbH” по проекту известного немецкого конструктора ЭП Ханно Фишера.

Первые два ЭП относятся, по существу, к судам на динамической воздушной подушке, создаваемой набегающим потоком воздуха в процессе их движения в относительно узком просвете между их несущими поверхностями и “экраном”. Высота крейсерского полёта этих ЭП не превышает 0,5 м, что не позволяет говорить о какой-либо их мореходности и ограничивает район их эксплуатации реками и малыми озёрами. ЭП “FS-8” может эксплуатироваться на несколько больших высотах полёта. Его мореходность, по взлёту и посадке, оценивается в 2-3 балла по шкале Бофорта. Эксплуатация ЭП “FS-8” на высотах от “экрана” более 1,5 м связана с риском для безопасности его экипажа из-за недостаточного запаса продольной устойчивости аппарата при полёте на повышенных высотах, где положительное влияние “экранного эффекта” резко снижается.

Особо следует отметить ещё один российский ЭП: 12-ти местный ЭП “Иволга2”, созданный в ЗАО НПК “Трэк”, г. Москва, под руководством главного конструктора В.В. Колганова. Опытный образец этого ЭП в течении нескольких лет успешно прошёл ходовые и мореходные испытания на р. Лене у её истока в районе г. Иркутска и на акватории озера Байкал. ЭП “Иволга2” лишён недостатков, присущих всем вышеупомянутым ЭП. Применённая на нём АДС типа “составное крыло”, впервые предложенная для ЭП выдающимся авиаконструктором Р.Л. Бартини, позволяет ему сохранять достаточную продольную устойчивость как при управляемом, так и при несанкционированном уходе от “экрана” вплоть до высот, на которых его влияние практически уже не ощущается. Это вместе с экспериментально подтверждённой мореходностью аппарата, по взлёту и посадке, до 3-4 баллов по шкале Бофорта обеспечивает его экипажу достаточную безопасность при полёте над прибрежными зонами морей с минимальными ограничениями по погодным условиям. В настоящее время готовится его серийное строительство на одном из авиастроительных предприятий России.

Однако, ЭП “Иволга2” – безусловно лучшему по своим тактико-техническим характеристикам из всех созданных на сегодня малых ЭП, как и всем другим современным ЭП, свойственен общий недостаток. Он связан с тем, что для взлёта всем современным ЭП требуется мощность его силовой установки, в несколько раз большая, чем для его крейсерского полёта “на экране”. Таким образом, все современные ЭП при эксплуатации в своём основном режиме, то есть, при полёте “на экране”, вынуждены “возить” с собой балласт в виде дополнительных масс главных двигателей и топлива для них. Это существенно снижает их транспортную эффективность.