Актуальность вопроса повышения мореходности быстроходных судов

Более высокая эксплуатационная скорость хода всё чаще становится решающим фактором для судовладельцев при покупке ими того или иного судна. При этом, известно, что, единственная реальная возможность существенного повышения скорости хода надводного судна – это значительное снижение сопротивления воды его движению. При высоких относительных скоростях движения этого можно достичь, обеспечив подъём корпуса судна над поверхностью воды за счёт возникающих в процессе его движения динамических сил поддержания. Из всех известных сегодня судов с динамическим принципом поддержания наиболее простыми в постройке и надёжными в зксплуатации являются глиссирующие суда.

Глиссирующие суда строят уже более ста лет и широко применяют в речном и морском флотах многих стран мира. Благодаря работам советских гидродинамиков и судовых конструкторов в конце двадцатого столетия достигнут значительный прогресс в повышении гидродинамического качества глиссирующих судов за счёт создания под их днищем в процессе движения искусственной газовой каверны (ИГК). Успехи в развитии двигателестроения и гидродинамики глиссирования делают в настоящее время задачу создания высокоскоростного глиссирующего судна (ВСГС) достаточно легко решаемой. Однако, как и прежде, все возможности мощной силовой установки и высокоэффективных обводов корпуса современных ВСГС не удаётся использовать в полной мере при их эксплуатации на значительном морском волнении. Как правило, возникающие при движении современных ВСГС по взволнованному морю на полных оборотах их главных двигателей вертикальные перегрузки столь велики, что они являются неприемлемыми либо для его экипажа и пассажиров, либо, даже, для самого корпуса ВСГС, с точки зрения обеспечения его прочности.

Именно этим объясняется высокая актуальность, которой пользуется в настоящее время задача максимального повышения мореходности ВСГС различного назначения путём снижения величин вертикальных ускорений, возникающих при их движении на волнении. Даже небольшое повышение мореходности быстроходного пассажирского катера способно, за счёт существенного сокращения суммарного времени его вынужденного простоя по гидрометеорологическим условиям, резко повысить его транспортную эффективность. Это справедливо также и для быстроходных катеров любого другого назначения.

Особенно актуальна эта задача для высокоэффективных ВСГС с ИГК. Относительно большая амплитуда вертикальной качки, характерная для движущегося по взволнованной водной поверхности глиссирующего судна, приводит к периодическому выходу значительной части носовой оконечности его корпуса из воды. Это накладывает известное ограничение на длину днищевой выемки для образования ИГК и, как следствие, снижает возможность максимального использования положительного эффекта от её применения.