Особенности формы корпуса предлагаемого высокомореходного глиссирующего судна на газовой каверне

Корпус предлагаемого высокомореходного глиссирующего судна на газовой каверне (ВМГСГК) (см. рис. 1, 2) имеет V-образное в поперечном сечении днище 1 и борта 2, снабженные каждый двумя острыми скулами. Основная 3 из них со встроенным брызгоотбойником 4, выполненным в виде расположенного между его внутренним 5 и внешним 6 ребрами уступа, направленного по отношению к нижерасположенной обшивке корпуса судна в сторону от его диаметральной плоскости (ДП), простирается на всю длину корпуса судна, поднимаясь в его носовой оконечности по S-образной траектории почти до уровня его верхней палубы 7. Дополнительная скула 8, расположенная в непосредственной близости от ходовой ватерлинии 9 корпуса судна, простирается от его форштевня 10 до участка основной скулы 3 в районе ее входа в воду. Форштевень корпуса судна выполнен с резким уступом на уровне дополнительной скулы 8, корпуса, отделяющим его наклонённую вперёд верхнюю часть 11 от почти вертикальной его нижней части 10. Килевая линия 12 в носовой оконечности корпуса судна плавно отогнута вниз. Батоксы 13 кормового участка днища 1 корпуса судна в промежутке между брызгоотбойниками 4 основной скулы 3, включая и килевую линию 14, также отогнуты вниз.

Дополнительная скула 8 корпуса ВМГСГК выполнена в виде уступа 15, направленного по отношению к нижерасположенной обшивке корпуса в сторону его ДП. Часть носовой оконечности корпуса судна, расположенная ниже его дополнительной скулы 8, выдвинута вперед за линию форштевня 11 вышерасположенной части носовой оконечности корпуса с образованием таранообразного выступа 16, имеющего монотонно сужающиеся к носу ватерлинии 17 и шпангоуты 18 в виде очерченных прямыми или слабовыпуклыми кривыми линиями равнобедренных треугольников с направленной вниз вершиной, расположенной на килевой линии 12 корпуса судна. Верхняя грань 19 таранообразного выступа 16 выполнена в виде плавного продолжения в нос поверхностей расширяющихся к носу уступов 15 дополнительных скул 8 обоих бортов корпуса. Ребра дополнительных скул 8 и батоксы 20 верхней грани 19 таранообразного выступа 16 наклонены в нос по отношению к плоскости ходовой ватерлинии 9 корпуса судна. Поверхности уступов 15 дополнительных скул 8, плавно переходящие в поверхности бортов 2 носовой оконечности корпуса, образуют в них на участке между верхней частью форштевня 11, внешним ребром дополнительной 8 и внутренним ребром 5 основной 3 скул впадины 21 с конусообразной поверхностью, имеющей вершину в точке 22 пересечения ребра дополнительной скулы 8 с внутренним ребром 5 основной скулы 3 корпуса судна.

Днище 1 корпуса ВМГСГК снабжено специальной треугольнообразной выемкой. Со стороны носа и бортов указанная днищевая выемка ограничена расширяющимися к носу бортовыми скегами 23. В корму она простирается до самого транца 24. Вершина 25 треугольнообразной днищевой выемки, образованная пересечением срывообразующих кромок 26 бортовых скегов 23, расположена в носовой части корпуса судна. Перед выемкой расположена, так называемая, цилиндрическая вставка 27 днища. Указанная цилиндрическая вставка 27 имеет в плане форму подковы и ограничена со стороны носа и бортов линией 28, эквидистантной в направлении вдоль судна срывообразующим кромкам 26 бортовых скегов 23. Расположенный в пределах цилиндрической вставки 27 днища отрезок 29 килевой линии совпадает с касательной к кормовому концу ее отогнутого вниз носового участка 12.

При этом, угол наклона в нос ребра дополнительной скулы 8 и батоксов 20 верхней грани 19 таранообразного выступа 16 к плоскости ходовой ватерлинии 9 корпуса ВМГСГК выбран из расчета, чтобы при прохождении таранообразного выступа 16 сквозь волну на его верхней грани 19, уступах 15 дополнительных скул 8 обоих бортов 2 корпуса и прилегающих к ним нижних поверхностях конусообразных бортовых впадин 21 при движении судна с максимальной скоростью образовывалась суммарная гидродинамическая сила, вертикальная составляющая которой имеет величину, примерно равную величине суммарной дополнительной силы плавучести, приобретаемой носовой оконечностью, корпуса судна вследствие погружения ее в волну.

При этом, расположенный выше дополнительной скулы 8 корпуса ВМГСГК участок 11 форштевня может быть наклонен вперед или назад.